Чем мы занимаемся?
Мы занимаемся даосскими практиками.
Что это такое?
Даосские практики (Даосская йога) — цельное практическое знание, основанное на знании особенностей развития тела, энергии и сознания. Это подобранные специально, которые помогут подойти к более глубокому пониманию собственного тела, найти точку эмоционального равновесия, восстановить полноценную циркуляцию энергии и отрегулировать работу всех органов и систем.
Задачи Даосских практик — предотвращение и решение многих проблем здоровья, а также развитие контроля над энергетическими процессами в теле, что создает условия для наполненного и гармоничного существования.
Даосские практики базируются на результатах изучения уникальной системы практик, собранных в различных даосских школах Китая (преимущественно уданских). Особенной ценностью практик является также и то, что они являются не просто цитатой из древней традиции, а сформированы с поправкой на активную социальную жизнь современного человека.
Кроме того, даосская йога несет в себе потенциал глубоких внутренних изменений, позволяющих человеку усиливать свои возможности и даже влиять на процессы старения и разрушения.
Багуачжан
Багуачжан — отличительными чертами Багуа является применение боевой техники в постоянном круговом перемещении. Все движения связаны между собой и как бы переходят одно в другое. В большинстве стилей багуачжан базовым способом тренировки является отработка техник в передвижении по кругу, однако есть некоторые направления, где «хождение по кругу» выделяют в самостоятельное упражнение, а боевую технику отрабатывают в прямолинейных дорожках. Искусство построения оси для практикующих даосские внутренние практики. Основная задача — подготовить условия для формирования оси тела, где под осью понимается физически воспринимаемая синхронизация определенного вида энергии внутри нас. Наличие оси позволяет двигаться не за счет мышечной работы, а за счет внутреннего усилия, что является основой для преобразования энергии в движении.
Тайцзицюань
Тайцзицюань. Геометрия тела. Все мы от природы обладаем некой структурой тела, иначе говоря, системой связей, определяющей взаимосвязанность тела как такового, так и его соединение с более тонкой энергией и сознанием. Это и называется геометрией тела. Геометрия тела определяет циркуляцию внутренней энергии. При ее нарушении возникают блокировки, в дальнейшем приводящие к нарушениям на физическом уровне, заболеваниям. Геометрия тела может быть не очень гармоничной от природы, но основные нарушения мы нарабатываем в процессе жизни, как правило, в детско-юношеском возрасте. И в итоге, ресурс наших жизненных сил и здоровья исчерпывается гораздо раньше заложенного от природы. Это практика, объединяющая в себе физическое и ментальное усилие. Именно это приводит к восстановлению геометрии тела. А уникальность тайцзицюань в том, что при должном внимании и усилии мы можем изменить геометрию тела, провести перезагрузку себя, приобретая совершенно новые силы и возможности. Все мы хотим быть здоровыми, полными сил и энергии. Основой гармоничного состояния является сбалансированность, когда тело не зажимает циркуляцию внутренней энергии, разные виды энергии упорядочены, а сознание может воспринимать все тело целиком.
Тайцзицюань — это практика, прямо направленная на достижение баланса. Верх должен уравновешивать низ, левое — правое и т.д. Эти, казалось бы, простые принципы образуют физическую основу для достижения гармонии. Только достигнув так называемой «нулевой точки», или баланса, мы можем начать двигаться вперед.
Суставная гимнастика
Суставная гимнастика. Практически каждый из нас периодически сталкивается с болью в пояснице, спине. Такой дискомфорт провоцирует неправильная осанка, приводящая к изменениям позвоночных суставов, и, как следствие, возникновению различных заболеваний: сколиоза, радикулита, остеохондроза, дисковой грыжи. Предотвратить и уменьшить нарушения — задача суставной гимнастики. Комплексы предназначены для восстановления и поддержки на приемлемом для здоровья уровне подвижности всех основных суставов тела. Уровень сложности — от «инвалида» до «продвинутого пользователя». Специальной подготовки не требуется. Упражнения можно использовать как по отдельности, так и в комплексе.
Даосская алхимия
Даосская алхимия — система мер, направленная на очистку, восстановление и перегонку внутренней энергии. Представляет собой стройную систему знаний, развивающую в первую очередь природу ума. Даосская алхимия представляет собой методологическую систему знаний, где важно понимать взращивание умения, чтобы продвигаться по пути познания. Понятие важности наполнения, синхронизации, структуризации, ритма и сосредоточения предопределяет истинность или ложность пути. Работа с внутренней энергией — это усилие, которое должно быть освоено в процессе практики, ибо оно дает реальное понимание трансформации и перегонки энергии.
Даосский самомассаж
Даосский самомассаж — базовая система практики на осознание природы тела с позиции подготовки к даосской алхимии. Формирует важное понимание природы внешнего и внутреннего в даосском теле. Практика рассматривается как с позиции даосской йоги, так и с позиции даосской алхимии.
Дао-инь
Дао-инь — формообразующая система знаний, направленная на совершенствование внутреннего наполнения. Является основным инструментом для алхимической работы Также является основой для всех, кто стремится познавать «Искусство желтого и белого» и рекомендуется как базовая алхимическая практика. Рассматривается как с позиции даосской йоги, так и с позиции даосской алхимии.
Туйшоу
Туйшоу (Толкающие руки) — это также технический термин для обозначения ряда специальных упражнений, которые служат для обострения чувствительности конечностей занимающегося, развития навыков в пере направлении силы противника в своих интересах и правильного распределения своих усилий во время поединка. Основой таких упражнений является прикосновение локтем, запястьем, ладонью или пальцами к определенным местам на теле противника во время выполнения различных движений. В результате долговременных тренировок станет возможным по малейшему движению противника точно определять направление, скорость, силу, «полноту» или «пустоту» испускаемой им энергии. Практика туйшоу объединяет четыре вида искусства: искусство слушания, искусство развития внутренней силы, искусство преобразования и искусство борьбы. Туйшоу — это боевое искусство и спорт. Участники всегда нацеливают направление своей атаки на центральную линию противника, а также должны защищать свою центральную линию. Для этого спортсмен должен держать по крайней мере одну из кистей нацеленной на центральную линию оппонента с намерением атаковать её. Если кисти не могут этого сделать из-за того, что они отклонены в сторону или вынужденно изменили направление, тогда необходимо использовать локоть, плечо, голову и т. д. Поединок соединяет силу и расслабление, а также быстрое пере направление поворотом корпуса, высокую концентрацию и целеустремленность. Поэтому необходимо избегать такие ошибки как: бесцельное кручение кругов, мягкие или жесткие руки, сломанная форма динамического равновесия, использование кистей, а не предплечий, толкание в одном направлении. Основой тренировки является чжан-чжуан — стояние (от 40 минут до часа) в позе столба или охвата дерева, форма «Защитить голову и толкнуть гору» или «Толкнуть обеими руками». Целью практики туйшоу является построение сферы безопасности вокруг человека, куда не может проникнуть враждебная энергия соперника.
Син-и
Син-и. Основой классического синъицюань является «усинцюань» («кулак пяти первостихий»). Согласно китайской космогонии, мир основывается на взаимопереходе и взаимной борьбе пяти первостихий: земли, металла, воды, огня и дерева. В синъицюань используют два возможных типа их взаимодействий: «цикл взаимопорождения» (земля порождает металл, металл порождает воду, вода порождает дерево, дерево порождает огонь, огонь порождает землю) и «цикл взаимоподавления» (земля подавляет воду, вода подавляет огонь, огонь подавляет металл, металл подавляет дерево, дерево подавляет землю). Металлу соответствует рубящее движение сверху вниз (пи), дереву — пробивающее движение (бэн), воде — буравящее движение снизу-вверх (цзуань), огню — взрывной удар с одновременным приподнимающим блокированием другой рукой (пао), земле — поперечное блокирующее или сваливающее движение (хэн).
Шиэрсин
«Шиэрсин» («формы двенадцати животных») составляют второй после «усинцюань» крупный раздел синъицюань. В школах провинции Хэбэй рассматриваются двенадцать форм животных. В хэбэйских школах каждому животному соответствует небольшая связка из трёх-пяти движений, выполняющаяся в обе стороны симметрично. «Двенадцать животных» — это дракон, тигр, обезьяна, лошадь, крокодил, петух, ястреб, ласточка, змея, птица Тай, орёл и медведь. «Десять животных» — это дракон, тигр, петух, орёл, змея, лошадь, кот, обезьяна, ястреб и дикий гусь.
По правилам синъицюань, необходимо для каждого удара отрабатывать семь уровней его нанесения, что называется «семь ударов» или «семь кулаков». Это удар вперёд, удар назад, удар в верхний уровень, удар в средний уровень, удар в нижний уровень, удар в левую сторону и удар в правую сторону. Все семь ударов отрабатывают на мешке с песком или «деревянном человеке». Всякая атака в синъицюань выполняется в передвижении, и очень редко — с места. Большинство ударов руками наносится не кулаком, а выставленной вперёд второй фалангой указательного пальца — «глазом феникса», а также пальцами и ладонью. Любая атака — это короткий, резкий взрыв, направленный на выброс внутреннего усилия, поэтому внешне синъицюань выглядит как крайне жёсткий стиль. Все удары наносятся с близкой дистанции, в основном руками, практически каждая атака нацелена на болевую точку.
Кроме того, как и в любом другом стиле есть техники для работы с оружием. Базовым оружием для Синъи является выполнение техник и приёмов с копьём. Но имеется и другое традиционное оружие, например, с саблей Дао (техника Лю Пай Дао-Сабля Шести Рядов), мечом Цзянь(Синь и Цзянь,Синь и Люхэ Цзянь), деревянным посохом (Синь и Гун), большой пикой (И дэ да цянь-Большая пика, поддерживающая добродетель), и.т.д. Этот стиль ушу возник в ту эпоху, когда Китай сильно уступал европейским державам, вооруженным огнестрельным оружием. Широкое распространение пушек и винтовок привело к пересмотру традиционных методов тренировки солдат, отказу от индивидуальной силовой подготовки.
Основным принципом Син И является умение приложить максимальную силу в минимальный отрезок времени. Правильное приложение силы зависит от формы. Развитие скорости достигается длительной проработкой движений, психотехникой, умению чередовать жесткость с расслаблением. Технически это выглядит как постоянное упрощение движений, отбрасывание лишнего. Когда движение доведено до максимально возможной скорости, разум переходит в другую временную шкалу, и рассматривает быстрое движение, как долгое. Если при этом в движении обнаруживается два или несколько аспектов, то такое движение не считается единым. Это уже набор разных движений с переменой импульса внимания и соответственно, направления и скорости. Движение приводится к более цельному, необязательно прямолинейному, траектория может быть сложной. После этого движение прорабатывается на новом уровне, затем временная шкала меняется еще и еще, цикл за циклом. В результате многолетних усилий появляется возможность совершать такие движения, когда рука перемещается из одной точки в другую без прохождения траектории, мгновенно. Конечно, это идеальная схема, но практика действительно очень впечатляет.
Кроме скорости движений, в Син И необходима скорость принятия правильного решения. В парных упражнениях необходимо успеть правильно ответить на мгновенное действие противника. Для этого нужно противопоставить его элементу свой, совершив правильный выбор из пяти элементов. Здесь мы имеем дело с чистой психотехникой и с разработанным в течении тысячелетий методом. Способность к принятию правильного решения улучшается многократно!
В настоящее время Син И Цюань практикуется и как спортивное, и как традиционное искусство. Но реальная польза его еще не оценена по достоинству. В наш век гораздо более ценным является именно аспект психотехники. Это искусство может пригодиться людям, работающим в условиях повышенной опасности, в условиях резкого дефицита времени.