Для экзистенциального подхода основным фактом человеческого существования является то, что люди вольны сами создавать свои значение и идентичность в жизни. Но может ли человек стать тем, кем ему хочется? Ответ явно отрицателен, поскольку есть пределы. Люди должны принимать конечность как основной факт существования. Во-первых, реальность налагает свои ограничения, и все люди смертны. Во-вторых, люди имеют ограничения в некоторых других отношениях. На их жизнь оказывают влияние биология, а также время и место рождения. Человек, рожденный с физическим увечьем в голодающей эфиопской семье или чернокожим рабом в США в 1800 году, сталкивается с определенными ограничениями.
Но указанные пределы можно воспринимать двояко: либо видеть в них ограничение свободы, либо считать их стимулом к свободе выбора. Ограничения и свобода — это две стороны одной медали. Не может быть свободы без ограничений. Если бы вы могли в любой момент стать тем, кем вам хочется, то и свобода, и выбор потеряли бы всякий смысл. Если бы вы в любой момент могли получить желаемое, вам бы никогда не пришлось делать выбор.
Следовательно, свобода и выбор зависят друг от друга. Человек свободен творить свою жизнь внутри тех ограничений, которые накладывают факты его существования. Он свободен выбирать, как ему обращаться с этими ограничениями. Он может отнестись к ним как к непреодолимым барьерам и уступить или же посчитать их брошенным ему вызовом. Если в результате автомобильной аварии у вас парализовало ноги, вы можете полностью отказаться от всяческих действий или научиться передвигаться в инвалидном кресле и продолжать жить. Некоторые ограничения нельзя преодолеть. Если вы находитесь в тюрьме и ждете смертной казни, то вы не сможете убежать или добиться изменения приговора. Однако у вас есть выбор, как провести последние дни и как встретить смерть. Проблема состоит в том, чтобы извлечь как можно больше из того, что есть. Каждый человек может проявить творческие способности и выявить что-то значимое из того, что ему предоставила жизнь. Умение стоически встретить неблагоприятные жизненные обстоятельства экзистенциалисты называют «мужеством быть».
Выбор человека не только придает смысл его жизни и существованию, но также влияет на значение окружающих его событий. Экзистенциальный взгляд можно назвать «полевым» или «системным» взглядом на поведение. Аналогично тому, как значение слова определяется всем предложением, в котором оно находится, а смысл предложения может меняться, если изменится хотя бы одно слово, так и значение любого события в жизни человека определяется целой сетью значений, которые он приписывает себе и миру. Восприятие человеком себя и окружающего мира может меняться, если какое-то важное событие в его жизни приобретает новый смысл.
Следовательно, люди создают структуру собственной жизни, и каждый сделанный ими выбор продвигает их по жизненному пути. Но в любой момент они могут решить изменить свой путь. В данный момент на ваше решение продолжать читать эту главу в некотором смысле влияет то, кем вы являетесь. Читая эти строки, вы действуете на основе своего восприятия сиюминутных интересов и ценностей. Возможно, вы студент, избравший психологию в качестве своей профессии, но при этом не очень хороший студент. Может быть, вы неловко чувствуете себя среди людей и имеете низкую самооценку. Если по мере чтения вам станет скучно, вы можете отложить книгу и на следующий день пойти и поменять свою специализацию. Возможно, вы решите заняться стоматологией. На этом пути вы встретитесь со многими людьми и увидите различные линии поведения. Когда вы почувствуете, что открылись какие-то новые стороны вашей натуры, ваши ценности могут измениться, а представление о самом себе — улучшиться. Вы обнаружите, что профессия зубного врача привлекает вас, и неожиданно покажете большие успехи в учебе. Вы больше не будете чувствовать себя глупым, а напротив, — мотивированным и способным. Раньше вы казались себе неловким, скучным и непривлекательным. Теперь же, разговорившись с человеком, тоже интересующимся стоматологией, вы почувствуете, как искра взаимной симпатии пробежит между вами. Ваше представление о себе также начнет меняться.
Если люди создают собственную жизненную структуру и идентичность на основе собственного выбора, то почему же некоторые из них выбирают нищенское и саморазрушающее существование? Вероятно, они часто не осознают, что именно они выбирают. Они могут не иметь опыта, который бы позволил им понять, что у них есть возможность выбора. Девочка, которая воспитывается в семье или обществе, где уделом женщины считается дом, может принять это правило за объективную истину и не увидеть возможности иного пути.
Многие экзистенциальные теоретики также считают существенным фактором отрицание возможности выбора. По утверждению Мэя, люди отказываются от выбора из-за тревожности. Авторы указывают, что экзистенциализм — это «глубинная психология», схожая с психоанализом, но считающая скрытым явлением возможность выбора, а не сексуальные и агрессивные импульсы. Чтобы избавиться от тревожности, люди избегают реализации своего потенциала. Они часто стараются воспроизвести тот образ, которым, по мнению общества, должны обладать, то есть быть деловыми людьми, состоять в браке, быть гетеросексуальными, религиозными и т. д. Они отказываются от возможности не соответствовать требованиям общества и начинают испытывать тревожность, если чувствуют, что не могут подстроиться под эти образы. Пытаясь следовать стереотипам, они отказывают себе в понимании своих истинных желаний и целей.
Но эти попытки избавиться от тревожности не всегда являются удачными, и тревожность может стать сигналом, что человек проживает неаутентичную жизнь
Для экзистенциалистов тревожность не является причиной отказа от аутентичности и личностного потенциала. Но, как мы указывали выше, люди отказываются от возможности выбора в первую очередь для того, чтобы избавиться от тревожности. Согласно экзистенциальному подходу, люди делают это, чтобы избежать основной тревожности, связанной с нашей предельностью. Для экзистенциалистов тревожность неизбежна. Жить — значит находиться перед необходимостью выбора. Необходимость выбора означает столкновение с основной неопределенностью жизни. Всякий раз, когда мы делаем выбор, мы буквально делаем ставку на нашу жизнь. Проблема заключается в том, что вы можете сделать ставку на определенную карьеру, а после окончания университета обнаружить, что в этой сфере нет рабочих мест. Или рабочие места есть, но у вас возникает желание поменять специальность или вы вдруг осознаете, что не настолько способны к данной профессии, как хотелось бы. Жить аутентично означает быть готовым к тому, что в жизни нет «безопасных» выборов. И, в конце концов, вы умрете. Если вы сделали «неверный» выбор, ваше время истечет прежде, чем вы сумеете что-то исправить. Таким образом, смерть является окончательным источником тревожности, и способность быть готовым к собственной смерти является непременным условием аутентичной жизни.
Экзистенциалисты не утверждают, что один выбор всегда предпочтительнее, чем другой. Любой выбор предполагает риск. Упомянутая выше женщина шла на риск, когда разрывала свой брак (ведь она могла стать еще несчастнее, чем прежде!). Если вы скажете себе: «Я должен получить докторскую степень» или «Я должна сохранить брак», или «Я должна остаться домохозяйкой», вы снизите свою тревожность. Вам не придется делать выбор. Но и тогда, даже не сознавая этого, вы все равно совершите выбор — в пользу того, чтобы закрыть глаза на реальность ситуации. Другим способом отказаться от возможности выбора является злоупотребление алкоголем или наркотиками. Вы можете стать зависимым и надеяться, что кто-то другой сделает за вас выбор. Вы можете притвориться, что будущего не существует, и стать импульсивным существом, живущим сегодняшним днем, отрицая таким образом, что выбор имеет значение для будущего. С экзистенциальной точки зрения любая психопатология вытекает из попытки отказаться от выбора.
Неаутентичная личность не объединяет прошлое, настоящее и будущее в своем выборе. Она может избегать выбора, размышляя с точки зрения будущего: «Я стану собой, как только получу новую работу» или «Моя жизнь наладится, когда я установлю прочные взаимоотношения». Она может идеализировать других, отрицая, таким образом, несовершенство и неопределенность жизни. Или она может стремиться к счастью. Виктор Франкл сказал: «Счастье — это нечто недостижимое, к чему можно только стремиться». Другими словами, счастье — это побочный продукт творческого вовлечения в мир. «Чем более сознательно мы стремимся к самоудовлетворению, тем более оно ускользает от нас, хотя при этом мы достигаем большего самосовершенства, из которого складывается счастье». В конечном итоге человек, живущий неаутентичной жизнью, часто будет иметь стереотипные и однообразные ценности, скорее заимствованные у других, чем выбранные аутентично. В результате неаутентичные жизненные модели часто состоят из попыток насильно подогнать себя и окружающий мир под жесткие стереотипы, сложившиеся на основе предубеждений. Часто ценности рассматриваются как объективная реальность и человек даже не понимает, что выбрал их сам.