Экзистенциальная терапия

Экзистенциальная терапия это – терапия, которая занимается изучением и изменением бытия человека в мире.

Бытие – основа существования. Бытие – то, о чем мы спрашиваем жизнь.

Экзистенциальная терапия понимает человека как бытие в мире, как непрерывный процесс жизни человека в его жизненном контексте, вместе с его миром, в условиях его мира. Любые попытки определить человека в экзистенциальной терапии сводятся к пяти измерениям:

1) Биологическое определение или физическое.
2) Социальные роли, кем я являюсь в этой жизни.
3) Личностные свойства, каким я являюсь в этой жизни.
4) Ценности, смыслы, духовность или духовное измерение.
5) Энергетическое измерение.

Еще одно из определений экзистенциальной терапии – возвращение человека к себе в мир из вторично выстроенных представлений о себе и о мире, иллюзий. Основные темы экзистенциальной философии и психотерапии: бытие, жизнь, свобода, выбор, ответственность, смерть, одиночество, бессмысленность, время, эгоизм, телесность.

Экзистенциальная терапия помогает человеку разобраться в своей жизни, определить его возможности и ограничения его возможностей.

Теория личности и психопатология↗

Основным фактом человеческого существования является то, что люди вольны сами создавать свои значение и идентичность в жизни.

Экзистенциальный подход ↗

Экзистенциальный подход является больше взглядом на терапию, чем отдельным терапевтическим подходом.

Экзистенциальные группы

Цель экзистенциальной групповой терапии заключается в том, чтобы помочь клиентам стать более аутентичными и осознать свой скрытый потенциал.

Философская основа

Феноменология — философский подход, целью которого был отказ от принятия всех концепций реальности, чтобы дойти до того, в чем нельзя сомневаться, — до чистых явлений — связан с именем Эдмунда Гуссерля. Представьте, что вы рассматриваете все, что приходит вам на ум, как образы, появляющиеся на экране кинотеатра. Представьте, что вы изучаете их, отбросив все суждения о том, что они собой представляют, что означают или из чего состоят. В зависимости от того, насколько вам это удастся, вы сможете более или менее приблизиться к тому, что хотел Гуссерль. Например, вы видите, что кто-то ведет себя «как псих». Можете ли вы воздержаться от высказывания своего мнения, что он ведет себя «как псих»? Можете ли вы отказаться от стремления охарактеризовать его поведение? Невозможно отбросить все предубеждения, но феноменологи попытались достичь этого идеала. Их призывом было: «К самой сути вещей!»

Одним из примеров феноменологического метода в психологии является работа Р. Д. Лэйнга, который хотел изучить шизофрению, отбросив всякие предубеждения. Так, он отказался от мысли о том, что шизофреник является душевнобольным, психически ненормальным и сложным для понимания. Пытаясь взглянуть на шизофреника без предрассудков, Лэйнг заключил, что типичная для Запада точка зрения основывалась на общепринятых взглядах и предубеждениях тех, кто считал шизофреников больными или людьми с расстроенной психикой. Лэйнг пришел к совершенно другому выводу. В сущности, он утверждал, что шизофрения может быть феноменом развития, когда шизофреник, отбрасывая фальшивую, навязанную обществом идентичность и обретая душевное расстройство, оказывается способным восстановить свой истинный внутренний потенциал. Если отнестись к этому процессу с уважением и поддержать его, а не осуждать и вмешиваться (например, применяя лекарства), то шизофреник сможет вернуться к реальности более цельным человеком, чем раньше. Взгляды Лэйнга не нашли поддержки среди западных специалистов по психиатрии. Однако существуют некоторые доказательства того, что отношение к шизофреникам как к людям, переживающим процесс развития, оказывает на них благотворное действие. Независимо от того, согласны ли мы со взглядами Лэйнга на шизофрению или нет, для наших целей более важна его гипотеза о том, что каждый из нас воспринимает мир через призму своих предубеждений, и, если их отбросить, мы могли бы прийти к новым, отличным от прежних, взглядам.

Философия Мартина Хайдеггера была основана на феноменологическом подходе Гуссерля, но приняла другое направление. Хайдеггер утверждал, что люди, в отличие от предметов, существуют в интерактивном единстве с реальностью. Они, скорее, являются источником активности, чем фиксированными объектами, и постоянно ведут диалог со своим окружением. В каждый конкретный момент индивид является творческим соединением прошлого опыта и нынешней ситуации. В результате он ни на одну минуту не остается постоянным. Хайдеггер посчитал бы, что вера в фиксированную личностную структуру, включая навешивание различных ярлыков пограничной, пассивной или нарциссической личности, является неаутентичным способом отношения к себе и другим. Люди не «обладают» личностью; они постоянно создают и пересоздают ее с помощью собственных выбора и действий.

Неаутентичность — это попытка отрицать существование выбора. Жан-Поль Сартр предположил, что люди начинают испытывать тревогу, когда сталкиваются с необходимостью нести ответственность за себя и за свой выбор. Концепция фиксированной идентичности снижает тревожность. Отношение к себе как к хорошему человеку заменяет исследование своего поведения и возможность выбора на основе правильности и добродетели. Если вы определяете себя как пограничную личность, вам больше не нужно считать себя ответственным за свои импульсивные действия. Чтобы избежать ощущения тревожности при выборе, нам всем нужна зафиксированная идентичность, такая как «врач» или «честный человек». Однако на самом деле важно не то, кем мы являемся, а то, что мы делаем, то есть какой стиль поведения мы избираем.

Всякий раз, когда человек делает выбор, он открывает новые возможности как в себе, так и в окружающем мире. Например, если вы ведете себя жестоко по отношению к кому-нибудь, вы обнажаете как свои негативные стороны, так и, возможно, негативные стороны этого человека. Если вы ведете себя заботливо, вы можете позволить выйти наружу вашим потенциальным позитивным качествам.

Следовательно, люди — это существа, посредством которых реальность проявляет себя. Действия человека позволяют ясно выразить то, что было раньше лишь потенциальным или «спрятанным» в реальности. Наиболее важным видом знания является знание того, «как» (то есть оно связано с действиями). Например, обучение игре на гитаре выявляет как творческий потенциал играющего, так и музыкальный потенциал инструмента. Мысленное знание фактов менее полезно. Терапия должна включать в себя научение быть человеком, а не получение знаний о себе, то есть о своем прошлом. Люди должны учиться слушать себя и соответствовать природе своей развивающейся личности.

Рассмотрев вкратце философскую основу, мы теперь перейдем непосредственно к экзистенциальной терапии. Мы не будем останавливаться отдельно на биографиях различных экзистенциальных теоретиков, но перечислим несколько важных имен: Людвиг Бинсвангер, Медард Босс, Ролло Мэй, Д. Ф. Т. Бьюдженталь, Сальвадор Мадди. С взглядами этих ученых тесно связана логотерапия Виктора Франкла.

X